Хорошее освещение важно в любой комнате, но в кухне — особенно. От того, насколько правильно вы спланируете здесь свет, зависит многое: удобство кухонных забот, настроение хозяйки и даже качество приготовленных блюд.
А если ваша кухня выполняет еще и роль столовой, тут уж точно не обойтись без гостеприимного освещения.
Как правильно выбрать этот важный элемент и все предусмотреть заранее? Об этом — наше подробное руководство, включающее 25 лучших советов по освещению в кухне. Вы узнаете:
- почему в кухне так важно разноплановое освещение, когда и как его спланировать;
- в чем разница между локальным (местным) светом для зоны приготовления еды и освещением обеденного стола;
- какие виды освещения оптимальны вблизи рабочих поверхностей, а какие — для шкафов;
- какие типы светильников дизайнеры выбирают для разных целей (точечные светильники с галогенными лампами, светодиоды, споты, подвесные светильники и т.д.);
- как правильно выбрать освещение для маленькой и большой кухни;
- как обеспечить достаточный световой поток, чтобы сэкономить электроэнергию;
- как правильно сделать план освещения, если вы — сами себе дизайнер.
Узнайте ответы на эти и другие вопросы, а также посмотрите большую коллекцию примеров — 85 фото примеров освещения в кухне.
__________________________
общие советы по освещению в кухне
Начнем с главного: когда планировать освещение?
Лучше всего — в момент ремонта. Именно так вы сможете избавить себя от дополнительного штробления стен и потолков, а также — от сожалений по поводу недостаточно удобного света.
Важнее всего — место расположения (вывод проводов) и наличие выключателей. А с типом светильника, мощностью ламп и дизайном абажура можно определиться гораздо позднее. В том числе, когда ремонт уже закончен.
Как сделать схему освещения в кухне для строителей (электрика), если вы — не дизайнер и не занимаетесь ремонтом профессионально?
Это, конечно, сложнее, чем план перегородок. Но лучше — упрощенный вариант, чем его полное отсутствие. А вот нюансы (возможность сделать то, что вы хотите, и цену вопроса) очень желательно подробно обсудить с вашим электриком. Подробнее об этом — в конце этого руководства (раздел «Как сделать план освещения в кухне»).
1-1. Разное освещение — для разных целей.
Прежде чем планировать освещение, задайте себе вопрос: для чего служит ваша кухня, помимо готовки? Кофе на скорую руку, неспешные обеды и ужины, встречи с друзьями — или все вместе? Чем больше зон в вашей кухне, тем больше должно быть света. Идеальный вариант — общее освещение + столько дополнительных светильников, сколько необходимо.
Посмотрите на фотографии этих кухонь: освещение в них спланировано очень грамотно — каждое для разных целей. Это, кстати, еще и практично — с точки зрения экономии электроэнергии без ущерба для светового комфорта.
1-2. Общее (верхнее) освещение.
На кухне очень важно предусмотреть равномерный «фоновый» потолочный свет. И лучше, если такие светильники распределены по всей кухне. Для общего (фонового) освещения рекомендуется по одному светильнику 40-60 Вт на квадратный метр. Впрочем, их может быть и больше, если потолок очень высок.
1-3. Локальное (местное) освещение.
Даже на самой маленькой кухне требуется местное освещение. И чем больше разных зон — тем больше должно быть светильников. При этом мощность их может быть намного меньше, чем если бы использовалось только общее (потолочное) освещение. Да и энергии потратится меньше, если свет будет включаться только там, где он необходим.
Подробнее о том, какие зоны могут быть в кухне и как их правильно осветить, — в следующих разделах этого руководства.
1-4. Декоративный свет.
Кто сказал, что освещение должно быть только практичным? Декоративный (акцентный) свет идеален, если вы хотите избавить кухню от сугубо утилитарного облика.
Поток света здесь обычно минимальный, но эффектный и модный вид — гарантирован. Низ и верх шкафов, полки в буфете — можно выбрать как нейтральный оттенок света, так и цветной. Лучше всего с этим справляются светодиоды.
__________________________
Венеция у полярного круга
Соловецкие каналы, вырытые монахами в XVII веке
Мира и покоя, которых не чувствуется в монастыре, можно поискать либо на одном из меньших островов, где еще в древности были построены скиты, либо двинуться вглубь Большого Соловецкого.
Но путь даже во втором случае, когда ты безо всякого сомнения удаляешься от моря, будет пролегать по воде.
Озера, большие и малые, общим числом более 300, имелись тут до того, как на архипелаге высадились монахи Савватий и Зосима. Неутомимые труженики в рясах связали их сетью настоящих каналов, превратили в транспортную систему, намного более удобную, чем ухабистые, кривые и не во всякое время года проходимые дороги. Сколько при этом было стерто в кровь рук, сбито заступов, можно только догадываться, но в каналах вполне может течь не вода, а пролитый при их строительстве пот.
В конце XIX века по ним ходили даже крохотные пароходики, тащившие за собой вереницы плотов и лодок.
Сейчас на каналах тишина и умиротворение, лишь шумят растущие по берегам леса и крякают утки. Сохранились укрепленные камнями и деревянными столбами берега, кое-где видны остатки настоящих, пусть и маленьких, шлюзов, наполовину сгнившие, ушедшие под воду пристани.
Порой ширина водного пути такова, что веслами цепляешь в землю с одной и с другой стороны, и тогда приходится орудовать одним из них как шестом, отталкиваясь от дна. Один толчок, другой, заросли разбегаются, и ты оказываешься на глади озера, достаточно большого, чтобы по нему ходили яхты, и солнце весело играет на синевато-серых волнах.
Минут 15 гребли, и ныряешь в очередное устье: тебя вновь окутывает безмолвный сумрак, где царят запахи хвои и свежей зелени, небо закрывают сомкнувшиеся над головой кроны, а видимость ограничивают два ряда стволов, похожих на серые и белые колонны.
Это настоящий лабиринт, протянувшийся на километры и километры, и без проводника тут заблудиться не сложнее, чем в джунглях. Погода меняется стремительно, солнце исчезает, словно его выключили, начинается моросящий дождь, затем налетает промозглый ветер с Ледовитого океана, а потом опять становится тепло и сухо, и все это за каких-то полчаса.
Здесь вместо гондольера песню тебе споет лесная птица, над головой окажется не старинный изящный мостик со спешащими туристами, а ветки с сидящими на них белками, место зданий занимают густые заросли и вообще на суше очень редки следы человека.
Но паутина каналов ничуть не менее живописна, чем в Венеции, воздух и вода намного чище, и сквозь меняющие друг друга пейзажи, точно сошедшие с полотен русских живописцев XIX века, проглядывает все тот же глубинный свет.
И крик диких гусей, что пролетают над головой, похож на молитву.
освещение рабочей зоны кухни
Главная часть кухни и место, где потребность в комфортном свете можно приравнять к освещению рабочего стола. По возможности, разделите несколько участков. Чем больше размер кухни — тем больший простор для вариаций с освещением рабочей зоны.
2-1. Уделите особое внимание рабочей поверхности.
Зона приготовления еды должна быть освещена идеально — это не столько эстетика, сколько требование безопасности. Есть два оптимальных решения, выбирайте, ккое вам кажется удобнее:
- настенное освещение (на «рабочих фартук» между верхними и нижними шкафами), фото 1 и 2
- подвесное направленное, устанавливается на потолок, фото 3 и 4.
2-2. Второй уровень потолка или карниз.
Если свободного места на стене не предвидится, зато есть (или планируется) второй уровень потолка, — установите в нем точечные светильники. Они прекрасно справятся с двумя ролями — (а) рабочее освещение и (б) общее.
2-3. Вытяжка с встроенными светильниками.
Еще один вариант света для удобной готовки. Лампы в вытяжках не потребляют много энергии, но они достаточно мощные, чтобы осветить и плиту, и небольшое пространство вокруг нее.
2-4. Свет возле мойки.
Этот прием используется не часто, но дополнительный комфорт хозяйке обеспечен. Если решили сделать такое освещение, обязательно позаботьтесь о том, чтобы лампы были хорошо защищены плафонами (стеклянными или пластиковыми).
2-5. Свет под открытыми полками.
В следующем разделе мы подробно поговорим об освещении вокруг шкафов, в том числе — под ними. А если навесных шкафов нет? Или хочется более мягкого освещения рабочей зоны? Есть изящное решение — используйте полки с нижней подсветкой.
Как правило, это недешевые дизайнерские решения. А если хотите сэкономить, — установите под полками светодиоды, подобные тем, какие увидите в разделе «светодиоды для шкафов».
__________________________
кухонные шкафы и освещение
В этом разделе — все, что касается света вокруг кухонных шкафов (под ними, внутри и над ними). А также — о том, какой вид светильников пригодится для разных целей.
3-1. Точечные светильники (галогенки) под шкафами.
Здесь речь идет о мебельных точечных светильниках. Существует распространенное заблуждение, что они справятся с ролью «рабочего освещения». Это далеко не так.
Судите сами: глубина подвесных шкафов обычно — около 30 см, светильники располагаются посередине (т.е. примерно на расстоянии 18-20 см от стены). Глубина столешницы — 60-65 см. Поток света направлен вниз и немного рассеивается. А теперь посчитайте: какая часть столешницы останется не освещенной? Больше 2/3, причем, с той стороны, где вам нужно.
Есть ли вообще в них смысл? Разумеется, они прекрасно подойдут для других целей:
- ночное и вечернее «ориентирующее» освещение (когда нет необходимости включать верхний свет или рабочий);
- уютное освещение для приготовления несложной еды и напитков;
- комфортный вариант света для тех, кто «просыпается» только за завтраком, но довольно рано (когда за окном еще темно или только светает).
3-2. Светодиоды — для зоны готовки.
Современные профессиональные повара уверены: при приготовлении пищи важно не только обилие света, но и его правильная «цветовая температура». Проще говоря, освещение не должно искажать цвета продуктов.
Если вы относите себя к гурманам, при этом к кулинарии относитесь как к искусству, лучший вариант для вас — светодиодные лампы с высоким индексом цветопередачи.
Они, как правило, монтируются под шкафы. И вот такие лампы с успехом заменят другие виды «рабочего» освещения над столешницей.
3-3. Внутреннее освещение кухонных шкафов.
Труднодоступные зоны нуждаются в освещении не меньше, а то и больше. Вдобавок, вам не надо будет включать верхний свет, достаточно пары небольших лампочек, которые будут загораться при открывании дверцы (специальный датчик).
Идеальный светильник для внутренней части шкафа — небольшой, 10 — 20 Вт. Если шкаф высокий или расстояние между полками большое, — можно выбрать мебельные светильники с галогеновыми лампами. Если шкаф маленький или есть стеклянные полки, — выбирайте накладные точечные светильники со светодиодами. Третий вариант (довольно редкий) — тонкие люминесцентные трубки.
3-4. Подсветка в ящиках.
Тоже очень удобно. Миниатюрные светильники крепятся на стенках ящика и при открывании включаются автоматически — с помощью датчика движения. Такие светильники долговечны, потребляют мало энергии, что делает их незаменимым помощником хозяйки.
3-5. Мини-софиты над шкафами.
Это решение часто встречается в новой версии кухонь ИКЕА МЕТОД. Оптимально в том случае, если у вас много шкафов с глухими (не остекленными) дверцами. Такие светильники с направленным локальным светом (мини-прожектор) устанавливаются на верхний карниз и хорошо освещают внутреннюю часть шкафов, когда вы их открываете.
__________________________
Как выбрать материал столешницы
От выбранного материала будет зависеть внешний вид, характеристики и срок службы барной кухонной мебели. Современные долговечные стойки делают из материалов 4 видов. При выборе ориентируйтесь на остальную мебель в помещении: лучше, если все столешницы будут одинаковыми по фактуре.
Искусственный камень
Столешницы из искусственного камня – прочные, стильные и выглядят, как натуральная фактура. Они доступнее, чем природный камень, но при этом намного проще в уходе. Поверхность столешницы устойчива к влаге и воздействию бытовой химии.
Натуральный камень
Натуральные каменные столешницы из мрамора, гранита, оникса выглядят роскошно. Это – изделие премиум-класса с неповторимым природным рисунком, прожилками и цветовыми переходами, которое стоит вложенных средств. Натуральный камень долговечен, но требует регулярного ухода.
Срез дерева
Деревянная столешница из массива – еще один премиальный вариант. Она будет отлично смотреться в интерьере в экостиле или скандинавском стиле, особенно в сочетании с такими же деревянными фасадами. Чтобы натуральное дерево не пострадало от влаги, выбирайте качественный материал с пропиткой, а после регулярно повторяйте обработку специальными средствами.
Читайте на тему: Интерьер кухни в стиле эко-минимализма
Стекло
Эффектная кухня в барном стиле может получиться, если выбрать модель из прочного каленого стекла. Это многослойный материал, рассчитанный на большую нагрузку – пусть вас не смущает его визуальная легкость. Столешницей можно пользоваться, как обычно: опираться на нее, сервировать, ставить на стеклянную поверхность небольшие кухонные приборы.
направленное локальное освещение
Как правило, это «софиты» — светильники с узким потоком света, направленного на выбранный участок. Обычно имеют конусный плафон (металл или стекло) и могут поворачиваться в разных направлениях. Это и делает их особенно удобными для кухни, позволяя осветить нужный участок.
4-1. Потолочные софиты.
Обычно используют для общего (верхнего) освещения. Самые удобные — модуль из нескольких светильников-софитов на едином основании («потолочной шине»), фото 1 и 2. Светильники можно развернуть в разные стороны (кухня освещается более равномерно), но электрический вывод — один (экономично по затратам на электрику).
Иногда встречаются вариации: одиночные софиты иногда подвешивают на потолок в разных точках (фото-4) или несколько модулей с тонким основанием и маленькими плафонами — для большой кухни с высокими потолками (фото-3).
4-2. Настенный направленный свет.
Это решение используется для направленной подсветки на высоте 1.50-1.80 м от пола. В случае удачного размещения может выполнять роль рабочего света.
4-3. Поворотные настенные светильники, меняющие угол наклона.
Довольно редкое решение у нас, но весьма популярное в Европе. Это настенная модификация рабочей лампы с длинным регулируемым штативом. Позволяет осветить дальний участок стола или ближний. Более компактный вариант — настенное бра с поворотным основанием (фото-3).
__________________________
Дизайн имеет значение
Освещение в ресторанах напрямую зависит от того, в каком стиле будет оформлено помещение. Рассмотрим самые популярные варианты:
- классический интерьер. Здесь используется яркий свет. Поэтому отличным решением станет большая хрустальная люстра под потолком и светильники сложной формы. Зонирование может организовываться с помощью настольных ламп;
Классический интерьер
- тематический интерьер. Особенно популярен в последнее время. Здесь световая система полностью подчиняется общей идее. Светильники в этом случае будут стилизованными под ту или иную тему;
Тематический интерьер
- ресторан-клуб. Такие заведения имеют определенный круг посетителей. Поэтому при создании освещения необходимо брать во внимание предпочтения целевой аудитории. Для создания соответствующей атмосферы можно использовать как классические светильники, так и стилизованные.
Выбрав стиль оформления, можно уже приступать к установке нужных осветительных приборов.
освещение разных дополнительных зон кухни
Количество зон обычно определяется размерами кухни. Посмотрите, какое освещение дизайнеры рекомендуют для разных зон.
5-1. Теплый свет — для зоны столовой.
Если ваша кухня выполняет еще и роль столовой, позаботьтесь о теплом и уютном освещении над обеденным столом. Лучше всего подходят подвесные светильники (один из пара — по размеру стола). Чтобы свет не бил в глаза, убедитесь, что между лампой и столом остается хотя бы 80 см.
5-2. Подвесные светильники над барной стойкой.
Кроме особой атмосферы, такие светильники могут внести нотку любимого стиля в кухню. Или подчеркнуть тот, что там уже имеется. Очень удобно, если шнур таких барных светильников регулируется по длине, позволяя поднимать или опускать свет относительно барной стойки.
5-3. Не забудьте и о кухонном островке.
Этот предмет мебели может выполнять самые разнообразные роли, и для каждой требуется особое освещение. Подумайте, что вам подойдет больше: подвесные светильники, галогенные лампы или же бра с возможностью регулировки.
5-4. Свет в кладовке.
Какого бы размера ни была ваша кладовка, — в ней должен быть очень хороший свет. Если это — отдельное помещение с дверью, можно установить светильники с датчиком движения (избавляет от необходимости тушить свет, когда руки заняты продуктами).
Если ваша кладовка — это просто очень большой отсек (или шкаф), — установите светильники сбоку, чтобы освещались все полки.
Если между кухней и кладовкой расположены стеклянные дверцы, — света потребуется меньше (вы частично используете свет на кухне и естественный свет днем). Если потолки высокие, — на верхние полки, возможно, необходимо установить более мощные лампы.
5-5. Домашний офис в кухне.
Здесь все просто: подходите к освещению также, как выбирали бы освещение для рабочего стола в любой другой комнате. Настольная лампа, присоединенная к ближайшей розетке — оптимальный вариант. Если места на столешнице мало, — поищите направленный светильник на стену (рабочий вариант бра).
__________________________
Современные модели барной стойки
Современные модели отличаются разнообразием форм, цветов, видов конструкций и прочими деталями. Барный стол для кухни можно как приобрести готовый в специализированном магазине так и сделать своими руками. В обоих случаях необходимо предусмотреть все важные нюансы еще на этапе планирования этого элемента.
Красивая барная стойка может стать хорошим дополнением для любой квартиры, дома или современной дачи.
Подводя итог статьи, еще раз перечислим наиболее важные аспекты:
- Прежде чем приступать к изготовлению или покупке стойки, нужно продумать ее расположение на кухне.
- От расположения и необходимого функционала будет зависеть тип конструкции. Разные варианты отличаются по внешнему виду, функционалу и стоимости, важно понимать, каким требованиям должна соответствовать барная стойка.
- Важно обратить внимание на материал, из которого изготовлена мебель. Это напрямую влияет на ее износостойкость и долговечность, а также стоимость и внешний вид.
- Необходимо подобрать дизайн и окраску в соответствии со стилем комнаты.
- Для удобства пользования и уюта необходимо продумать источники освещения в барной зоне. Кроме светильников дополнить картину могут дополнительные элементы оформления.
Такая мебель придаст оригинальный вид интерьеру и подчеркнет его необычность.
Пользуясь рекомендациями из этой статьи, каждый сможет выбрать или изготовить самостоятельно подходящую барную стойку, а пока можно ознакомиться с подборкой фото реальных примеров готовых конструкций.
Так вы сформируете в помещении яркий акцент, который будет привлекать общее внимание.
дополнительные советы по планированию освещения в кухне
И еще несколько дизайнерских секретов на тему освещения, которые касаются не выбора светильников, а других, сопутствующих, вопросов.
6-1. Больше естественного света.
Идеальное освещение для кухни — сочетание натурального и искусственного света. Конечно, отрегулировать мощность солнечного света нам не под силу. Но спланировать кухню так, чтобы ничто не мешало циркуляции дневных лучей — вполне.
6-2. Уютный свет.
Если вы хотите видеть кухню не только практичной, но и удобной, выбирайте рассеянный свет. Или же спрячьте светильники за карнизами кухонных шкафов. Они прекрасно справятся с освещением прохода и стен.
6-3. Светоотражающие материалы.
Лакированные поверхности, сталь, стекло и все, что угодно, белое — вот материалы, которые помогут наполнить светом всю кухню. Однако не забывайте и о безопасности: кухня — не то место, где уместен ослепительный блеск.
__________________________
Пути шаманов
Каменный лабиринт на острове Большой Заяцкий
Совсем другой пейзаж встречаешь, отправившись на Заяцкие острова.
Здесь нет настоящего леса, деревья растут только карликовые, березы и рябины высотой в полметра, из строений лишь церковь Святого Андрея, возведенная во времена Петра Великого, а также пристань и несколько лабазов из той же эпохи.
Большую часть острова занимает тундра, и в ней прячутся каменные лабиринты. Выложенные из серых, обкатанных временем и бурями камней, утопающие в ярко-зеленом мху спирали, все разные по структуре и виду, огромные, до нескольких десятков метров в поперечнике.
Причем устроены они так, что ни с одной точки нельзя охватить лабиринт взглядом. Некоторые имеют центр, отмеченный валуном или даже несколькими, положенными друг на друга, другие лишены такого элемента.
Компанию лабиринтам составляют кучи камней, размещенные в аккуратном, почти математическом порядке. Обычно их называют могилами, а место, где они расположены, кладбищем, хотя кости найдены далеко не под всеми, причем не только человеческие, но и животных, и птиц.
Местами лежат отдельные валуны, пятнистые, мощные, оставленные тут ледником.
Совершенно языческий, дикий пейзаж, картинка из тех времен, когда монахи еще не пришли на Соловки, и таким он остается, несмотря на церковь и на кресты, что поставлены в разных концах острова.
Люди постоянно здесь никогда не жили, но тем не менее остров активно использовался, и сомнений нет в том, что для первых обитателей архипелага, заселивших его еще 5 тысячелетий назад, он был не просто клочком суши, а сакральной территорией, где правят законы иного мира, населенного богами, духами и предками. Сюда прибывали шаманы и их ученики, и именно они оставили после себя и «кладбище», и лабиринты. Кучи камней и в самом деле обозначают места захоронений, только не самых обычных, а таких, когда человека погребают живым и на ограниченный срок — с целью ритуального очищения, постижения неких истин, посвящения. Подобные практики известны до сих пор среди американских индейцев, и наверняка они были некогда и у народов Севера.
Найденные здесь кости остались от жертвоприношений, что иногда, но далеко не всегда, сопровождают шаманские ритуалы.
Лабиринты же построены так, что человек, идущий по ним, вынужден концентрировать внимание: крутой поворот, второй, в другую сторону, третий, снова со сменой направления, и нужно еще следить за тем, чтобы ни в коем случае не ошибиться и не ступить в соседнюю канавку!
Тогда ритуал окажется нарушен и все придется начинать сначала.
Шагая по узкой тропке меж двух рядов камней, шаман впадал в нечто вроде транса, его восприятие постепенно сдвигалось с уровня на уровень, и если входил он в каменную спираль в одном мире, то выходил через те же воротца уже в другом.
Что он там видел, какие вещи мог творить — мы можем только догадываться.
Сознание начинает ощутимо плыть, если просто созерцать один из лабиринтов некоторое время. А уж если пустить в дело эту своеобразную магическую машину, живую, несмотря на века простоя, насыщенную энергией того света, что проходит через землю и устремляется в зенит…
Для человека, что не прошел специального обучения, это просто опасно. Кто знает, куда тебя забросит простая на вид спираль из камней?